Перейти к содержимому

  •  
Фотография

Выбор вязкости масла ДВС


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 44

#1 дак

Отправлено 13 июня 2012 - 17:26

дак
  • Members
  • 1 708 сообщений
  • Волгодонск

  • isuzu wizard 4JG2 00,isuzu elf 4HF1 92,toyota supra 2jz gte 98, vaz2101 73
Украдено сдесь - http://www.prado-clu...php?topic=388.0Оригинал статьи в ж. За рулем Саентология маслаМихаил Колодочкин, Александр ШабановЗа рулем №3 200801.03.2008Какое масло лучше залить – не в смысле бренда, а для пользы мотору: скажем, 0W-30 или 10W-40? Или стоит взять 15W-50? В общем,что выбрать - и почему? Жанр «аналитической экспертизы» представляют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.«Масляную» тему подсказал случай с доводкой на стенде тюнингового мотора. Собрали его из хороших деталей, с индивидуальной подгонкой по зазорам, обкатали (масло - «сороковка»), сняли характеристики, все - о'кей. А к приезду клиента залили «пятидесятку», на которой в дальнейшем планировалось гонять моторчик. Ожидали, естественно, прибавки момента и признательности заказчика…Однако все пошло не так, как было до сих пор: мотор даже «на глазок» стал «тупым»! Измерения на стенде подтвердили потерю 12% мощности на высоких оборотах (рис.1). Но ведь «пятидесятка», судя по аннотации,специально предназначена для тюнинговых и спортивных моторов. В чем же дело?ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ШОКОЛАДАТак пожиже или погуще? Масленщики немногословны: мол, чем больше вязкость масла, тем толще масляные пленки, образующиеся в парах трения двигателя - в подшипниках коленчатого вала, под поршневыми кольцами… А чем толще - тем лучше: ведь они защищают от износа. Двигателисты соглашаются, но напоминают: и мощность мотора, и расход масла на угар, и даже на температуры его деталей - а значит, и общая надежность двигателя, тоже зависят от вязкости масла. Поэтому применительно к вязкости «больше» не значит «лучше»: надо искать некий оптимум для каждого конкретного мотора. Вот этим и займемся.САЕ - РАЗ, САЕ - ДВА! ОПТИМУМ?Сначала замерим мощность двигателя и расход топлива на различных маслах: выявим зависимость поведения мотора от вязкости масла. Потом оценим влияние свойств масла на скорость износа. Перед испытанием каждого сорта мотор (в данном эксперименте - ВАЗ-21083) разбираем, взвешиваем поршневые кольца и вкладыши подшипников. Вновь собираем и заливаем испытуемое масло, обкатываем в течение часа. Затем испытываем в течение 20 моточасов на режимах ускоренного износного цикла. Дополнительно имитируем пусковые режимы. По окончании - повторная разборка, снова взвешиваем вкладыши и кольца. Вычитаем, делим на время - получаем скорость износа на цикле ускоренных испытаний.Для трех масел - SAE 5W-40, 10W-40 и 15W-40, полученные результаты легли в пределы погрешности измерений. Стало быть, при прогретом моторе первая цифра в обозначении масла не влияет ни на мощность, ни на расход! Что до ресурса, то очевидно: чем быстрее масло начинает прокачиваться через систему смазывания, тем ниже интенсивность «пускового» износа. Для нас важно: чем меньше первая цифра, тем меньше мотор изнашивается при холодном пуске. Кстати, это будет заметно и по поведению автомобиля - на таком масле он быстрее начинает принимать нагрузку по мере прогрева.Со второй цифрой все гораздо сложнее. На графиках зависимости крутящего момента двигателя от вязкости масла (рис.2) сразу прорисовались те самые оптимумы, о которых говорилось выше. Подтвердилось и то, что по мере увеличения скорости оптимум смещается в зону более высокой вязкости. Так, если мотор преимущественно работает на умеренных оборотах (2000… 3000 об/мин), характерных для эксплуатации в городе, то ближе всех к оптимуму «сороковка». Зато выше 4000 об/мин оптимум сдвигается к «пятидесятке».А что с ресурсом? Если пренебречь пусковым износом, на который влияют в основном присадки, включенные в состав базового пакета, то зависимость проста -чем больше вязкость, тем меньше износ (рис.3).УДАРИТ МОРОЗ…Бытует мнение, что на зиму лучше заливать масло с меньшей вязкостью, пожиже. То есть в индексе SAE и первую, и вторую цифру надо иметь поменьше. С первой все понятно - ведь предельная отрицательная температура эксплуатации определяется именно ею. Но экстремально низкие температуры выпадают не всегда и не везде: в большинстве регионов России привычнее ездить при умеренном «минусе». И здесь снова приобретает важность вторая цифра индекса. А как влияет она, попробуем разобраться.Итак, при изрядном морозце мы все-таки запустились. А в стадии прогрева чем больше вязкость масла, тем выше потери на трение. Значит, для достижения одних и тех же оборотов холостого хода топлива придется сжечь больше, чем в теплую погоду. Трение в целом пропорционально вязкости, а насколько возрастает она при низких температурах? Измерили: при температуре 20°С вязкость у «тридцатки» составила 666 сСт, «сороковки» - уже 917 сСт, а «пятидесятки» - 1343! То есть в два раза больше, чем самого «жидкого» из взятых нами масел. А прогрев зимой идет долго, значит, топлива на вязких маслах израсходуем заметно больше. О токсичности и говорить не приходится - смесь-то надобно обогащать.Впрочем, узлы трения двигателя на этикетку не смотрят - для них важна реальная, рабочая вязкость. Эта вязкость, как мы показали раньше, имеет четко выраженный оптимум. Но зимой масло в поддоне градусов на 20-40 холоднее, чем летом. Конечно, в подшипнике оно дополнительно прогревается, но его рабочая температура все-таки ниже (рис. 4). Поскольку дискретность классификации вязкости по SAE достаточно грубая, вывод прост - на морозе оптимальным для эффективной работы узлов трения двигателя будет масло с вязкостью, на «десятку» меньшей -например, 30 вместо 40,40 вместо 50.КУДА СБЕЖАЛИ «ЛОШАДИ»Вернемся к началу статьи: почему же «затупел» мотор на «спортивном» масле? Разобрав двигатель, увидели картину, характерную для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах. Но ведь на масле 10W-40 все было нормально? Дело в том, что масляные пленки, формируемые поршневыми кольцами, создают серьезное тепловое сопротивление – ведь 60–80% тепла, воспринимаемого поршнем от газов в камере сгорания, отводится через кольца. А теплопроводность масла очень низкая. И чем толще пленки, тем меньше тепла отводится от поршня – его температура растет, а значит, увеличивается и диаметр детали. Кстати, допуски зазоров по размерным группам учитывают возможность работы двигателя на маслах четко определенных классов. А «пятидесятка» в число рекомендованных АВТОВАЗом не входит…Так вот, простой переход с «сороковки» на «пятидесятку» для нашего мотора приводит к увеличению температуры поршня на 8–15 градусов в зависимости от режима его работы. Но кто это учитывает при выборе масла?И еще. Очевидно, чем более толстые пленки остаются в цилиндре, тем больше масла израсходуется на угар. Поэтому, используя более вязкое масло, не удивляйтесь, если его расход возрастет.ТАК КАКОЕ ЖЕ МАСЛО ЛИТЬ?Ответ на главный вопрос прост: только тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем МОТОРА, а не МАСЛА! Но и тут есть выбор – часто производитель рекомендует два соседних класса. Какой из них выбрать, приведенные результаты говорят достаточно четко. Если режим эксплуатации ближе к городскому, то масло с меньшим классом вязкости. Если же машина чаще гоняет по трассе, то лучше подойдет более вязкое – позволит немного сэкономить на топливе. Но все это применительно к мотору с невысокой степенью износа. А вот старым, недужным «железным коням» маловязкие масла противопоказаны явно. Это летом… Как поступить зимой – читай выше!НАША СПРАВКАНа банках с маслом нанесено обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие двух цифр, разделенных буквой W, говорит о всесезонности масла. Первая указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно «провернуть». Так, например, масло 0W-40 должно прокачиваться до -35°С, 15W-40 - до -20°С. Вторая цифра говорит о вязкости масла при 100°С, точнее - о допустимом диапазоне ее изменения: для «тридцатки» - от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс - единица измерения вязкости), для «сороковки» - от 12,5 до 16,5 сСт, а для «пятидесятки» - от 16,3 до 21,9 сСт. Иными словами, кинематическая вязкость может меняться почти на 30%, оставаясь в пределах допустимого.Хочешь сделать мотору хорошо - лей то, что рекомендует производитель МОТОРА, а не МАСЛА!ЭТО ЛЮБОПЫТНОКстати, если насчет пленок в подшипниках никто не сомневался, то сомнения в том, есть ли они под поршневыми кольцами, окончательно развеяли только в 80-х годах прошлого века. Тогда практически одновременно и у нас, и в Штатах, и в Японии были поставлены эксперименты, в ходе которых измерили толщины пленок и выявили некоторые закономерности их жизни в цилиндрах двигателя. (Кстати, один из авторов принимал непосредственное участие в этих работах.) В частности, установили, что мощность мотора зависит от толщины масляного слоя и, кроме того, от вязкости моторного масла. Эти выводы и легли в основу описанного здесь эксперимента.Изношенная машина просит масло большей вязкости; эксплуатируемая зимой – меньшей, причем по обеим цифрам индекса SAE.

#2 romman

Отправлено 13 июня 2012 - 17:41

romman
  • Members
  • 11 298 сообщений
  • г КИРОВ

  • ОМА 9З 4JG2 лифт полметра 33Х12.5Х15
А про турбины хде ????????????? :)

#3 lomaster

Отправлено 13 июня 2012 - 21:26

lomaster
  • Members
  • 5 666 сообщений
  • Гузерипль Адыгея

  • Опель Фронтера 3,1 4jg2 5дв 94 гв газ66 86гр шкода октавия 2010г

А про турбины хде ????????????? :)

Забыыыыыыли!!

#4 andira2002

Отправлено 13 июня 2012 - 21:53

andira2002
  • Members
  • 9 513 сообщений
  • питер

  • OFA больше нету.моня 3,1 и 3,2 и 3,2
сказки какие то

#5 дак

Отправлено 14 июня 2012 - 01:00

дак
  • Members
  • 1 708 сообщений
  • Волгодонск

  • isuzu wizard 4JG2 00,isuzu elf 4HF1 92,toyota supra 2jz gte 98, vaz2101 73

сказки какие то

Да тут пол клуба волшебников, элементарные вещи им обьяснять надо. Умудряются в 20-ти летние моторы с пробегом в неизвестно сколько раз по 100т.км лить 5w30, а потом еще и жалуются что-то с мотором не так, компрессия на холодную маленькая, да собираюься то топливную крутить , то гильзовать. А нужно всего лишь масло лить соразмерно износу двигателя: Если начало брать синтетику переходи на мениралку SAE 10W40, начнет это брать переходи на SAE 15W40, затем SAE 20W50. Логика у людей простая : чем дороже масло тем лучше их мотору, а что оно дорогое потому, что жидкое и может пролезть в любую щель, что хорошо в новых моторах, но вот в старых оно просто льется в камеру сгорания которая не преднозначена для сжигания масла и в ней образуется нагар который является очень хорошим образивом и мотор умерает в разы быстрее.

#6 Гость_Asturn_*

Отправлено 14 июня 2012 - 06:21

Гость_Asturn_*
  • Guests

Да тут пол клуба волшебников, элементарные вещи им обьяснять надо. Умудряются в 20-ти летние моторы с пробегом в неизвестно сколько раз по 100т.км лить 5w30, а потом еще и жалуются что-то с мотором не так, компрессия на холодную маленькая, да собираюься то топливную крутить , то гильзовать. А нужно всего лишь масло лить соразмерно износу двигателя: Если начало брать синтетику переходи на мениралку SAE 10W40, начнет это брать переходи на SAE 15W40, затем SAE 20W50. Логика у людей простая : чем дороже масло тем лучше их мотору, а что оно дорогое потому, что жидкое и может пролезть в любую щель, что хорошо в новых моторах, но вот в старых оно просто льется в камеру сгорания которая не преднозначена для сжигания масла и в ней образуется нагар который является очень хорошим образивом и мотор умерает в разы быстрее.

отлично сказано!!!!!Не в бровь,а в глаз !!!!!

#7 lomaster

Отправлено 14 июня 2012 - 06:40

lomaster
  • Members
  • 5 666 сообщений
  • Гузерипль Адыгея

  • Опель Фронтера 3,1 4jg2 5дв 94 гв газ66 86гр шкода октавия 2010г

отлично сказано!!!!!Не в бровь,а в глаз !!!!!

А что вот по этому поводу скажет уважаемый гуру: у вояк имеется так называемое в народе танковое маслице мт16п минералка? Ни кто не производитакой эксперимент с сильно уставшим дизельком? може тпопробовать в летнийпериод или ну его на .....? :fingal:

#8 vitaliy63

Отправлено 14 июня 2012 - 07:48

vitaliy63
  • Members
  • 4 369 сообщений
  • Екатеринбург

  • Паджеро Спорт, 2,5л, 2011, АКПП сейчас, Трупер 3,5 01г.в. был

отлично сказано!!!!!Не в бровь,а в глаз !!!!!

не надо так веселиться, надо если чахотка после 2000-го ездть на в30 сколько позволят бабосы, ежели до 2000-го то на в40. Усё, других вариантов нет. И не надо сцать ежели начинает кущать жидкое масло, переход на более густое принесёт быстрый капремонт.

#9 Alhimik

Отправлено 14 июня 2012 - 08:47

Alhimik
  • Members
  • 339 сообщений
  • Витебск, Беларусь

  • ISUZU TROOPER 2.8td 91г 4JB1-TC 31"
Последних три раза лил в движок Agip 10W40. полусинтетика...Первые две канистры были производства Италия.Третья - Испания. Брал в одной и тойже фирме.Так вот такое впечатление, что испанцы набодяжили туда гораздо больше минералки, чем итальянцы....Утром при заводке давление на итальянце было 2,5...сейчас на испанце - 3,5...Прогретый на холостых: итальянское - 0,9....испанское - 1,2...Похоже, что движку больше нравится испанская "почтиминералка"... ;)

#10 дак

Отправлено 15 июня 2012 - 01:38

дак
  • Members
  • 1 708 сообщений
  • Волгодонск

  • isuzu wizard 4JG2 00,isuzu elf 4HF1 92,toyota supra 2jz gte 98, vaz2101 73

не надо так веселиться, надо если чахотка после 2000-го ездть на в30 сколько позволят бабосы, ежели до 2000-го то на в40. Усё, других вариантов нет. И не надо сцать ежели начинает кущать жидкое масло, переход на более густое принесёт быстрый капремонт.

Ну вот, еще одно заблуждение. Речь идет о изношенных моторах. но если масложор появляется не в следствии износа , то действительно так и есть. К примеру: умерла турбина, залей густое масло и убьеш мотор, потому как во вкладышах и кольцах износа нет и масло туда в нужном количестве не попадет, а подобных причин может быть множество, начиная от сальников клапанов и течи в поддоне заканчивая закоксовкой или перегревом колец. В этих случаях действительно в первую очередь нужно устранить причину масложора.

#11 dim99

Отправлено 15 июня 2012 - 15:37

dim99
  • Members
  • 938 сообщений
  • Новосибирск

  • Исузу Тропер 1991 4ZE1 (UBS17)
тема такая скользкая :)лей что положено и все

#12 Zyama

Отправлено 17 июня 2012 - 12:41

Zyama
  • Members
  • 1 420 сообщений
  • Омутнинск

  • Mitsubishi Pajero V6/ТАЗ-2112_Пуля
Залил mobil 1 peak life 5w50 синтетику, как раз для двигателей с износом. Все устраивает.

#13 yuriua

Отправлено 18 июня 2012 - 00:06

yuriua
  • Members
  • 695 сообщений
  • Украина, Харьков

  • frontera a 1996 x22xe
Проводил эксперименты с старой хондой. Действительно, 5в30 - с этими маслами мотор работал хуже в плане и шумности и ресурса... Пока пришел к мнению что в х22хе надо лить 10в40 полусинтетику. Залил масло champion. Давление масла в норме. А с 5в40 давление было низковатое и даже загустители ликви моли не спасали его.

#14 Dim.on-zt

Отправлено 26 июня 2012 - 20:22

Dim.on-zt
  • Members
  • 374 сообщений
  • Киев

  • ВАЗ 2108 1.5 16 кл. '85 + Lanos. В поиске бензинки OM\IT
Прошу прощения за набивший оскомину постояльцам форумов вопрос :ninja: , но времени перекапывать все темы нехватает. Собсно: в мотор 4jg2 с пробегом примерно 300т.км можно лить 5в40? Предыдущий владелец, то 10в40 залил (ещё и кастрол :puke: ) , но он, походу, не имел желания разбиратся в тонкостях разници между 5- или 10 В40.

#15 Жорж39

Отправлено 26 июня 2012 - 22:10

Жорж39
  • Members
  • 58 сообщений
  • Калининград

  • Opel Monterey 4JG2 1994 г/в
Считаете себя умнее японских инженеров - лейте что хотите и не парьте мозг. В противном случае пользуйтесь круглый год мануалом, зимой термометром, ну и умными советами с форума :). Лил, лью и буду лить 10W-40 Q8 Formula Advanced Diesel. Потом посмотрим...

#16 дак

Отправлено 27 июня 2012 - 11:55

дак
  • Members
  • 1 708 сообщений
  • Волгодонск

  • isuzu wizard 4JG2 00,isuzu elf 4HF1 92,toyota supra 2jz gte 98, vaz2101 73

Прошу прощения за набивший оскомину постояльцам форумов вопрос :ninja: , но времени перекапывать все темы нехватает. Собсно: в мотор 4jg2 с пробегом примерно 300т.км можно лить 5в40? Предыдущий владелец, то 10в40 залил (ещё и кастрол :puke: ) , но он, походу, не имел желания разбиратся в тонкостях разници между 5- или 10 В40.

А что разве есть рекомендации лить 5в40 хоть в каком нибудь мануале? Лей 10в40, а если его начнет брать переходи на 15в40.

Залил mobil 1 peak life 5w50 синтетику, как раз для двигателей с износом. Все устраивает.

Да отлично, но в те режимы в которых проявятся приемущества этого масла , по сравнению с обычной минералкой 15w40, вы прсто не смжите загнать двигатель. Разумеется встает вопрос цены.П.С. А еще можно лить спортивный бензин от 1-го евро за литр....

#17 Гость_il2006_*

Отправлено 27 июня 2012 - 12:24

Гость_il2006_*
  • Guests
Как мне кажется, лучше в уставший двиг лить 10w40 и менять его раз в 5-6 ткм, чем лить "супер-пупер" масло и менять раз в 10 ткм.Лью Zic 10-40, замена раз в 5 ткм. В промежутке, на 3 ткм, стараюсь поменять маслофильтр.

#18 Гость_Asturn_*

Отправлено 27 июня 2012 - 13:43

Гость_Asturn_*
  • Guests
Вот упало давление .хочу в какчестве эксперимента залить 15в50..посмарю чего как

#19 Вехомечтатель

Отправлено 27 июня 2012 - 14:45

Вехомечтатель
  • Commercial
  • 19 150 сообщений
  • Юбилейный МО

  • ОФБ Спорт 6VD1

Вот упало давление .хочу в какчестве эксперимента залить 15в50..посмарю чего как

Угу..И особенно за соплями на сальниках и на прокладках гляди. Синтетика коварная вещь.А я с коллегами также солидарен - 10W40 рулит для престарелых мотров...Чаще менять и не париться. Лучшее - враг хорошего

#20 Гость_Asturn_*

Отправлено 27 июня 2012 - 17:34

Гость_Asturn_*
  • Guests

Синтетика коварная вещь.

Мотюль 6100- 15в50-это скорей минералка ;)Я сопсна экспиремент хочу поставить,зальюсь и сразу на кольцо,если на ХХ давление не поднимется или поднимется незначительно,то 15в50 на асфальт и вернусь сразу на старый бренд(Мотюль 4100-10в40)